10.09.2021

8 сентября – Международный день грамотности.

Первым детей обязал учиться Петр I, учредивший в 1714 году цифирные школы. Они давали начальное образование сыновьям дворян и чиновников. Духовенство предпочитало архиерейские школы, а купцы и ремесленники учили детей дома, хотя тоже имели возможность отдать их в школу. Образованием крестьян не занимались, однако грамоте обучали солдат, 90% которых были выходцами из крестьянских семей.
Модернизация системы школьного образования продолжалась в 1940-е годы, несмотря на войну и разруху. Появилась школьная форма, а набирать в первый класс стали строго с семи лет.
Я начала читать рано. В школу родного поселка Великооктябрьский  пошла, уже умея считать и писать. Моя первая учительница Зинаида Александровна Годунова сумела организовать образовательный процесс так, что  нам, уже умеющим читать, было не скучно на уроке и мы не мешали тем ученикам, кто пришел учиться грамотности с чистого листа.
Зинаида Александровна разбила класс на группы – «звездочки». И каждая «звездочка» стремилась собрать как можно больше хороших оценок. Она, наша первая учительница, научила нас красиво писать, познакомила с «красной» строкой и скорочтением, заложила азы грамотности. Именно она привила  любовь к чтению и разбудила в учениках желание быть грамотными. 
Наш пятый класс под свое крыло взяла Ольга Владимировна Николаева, учитель русского языка и литературы. Под ее руководством мы читали стихи не монотонно, а «с выражением». Педагог учила выделять главную мысль, делать планы и писать сочинения. Список заданных ею книг для внеклассного чтения был длинным, но интересным. Ольга Владимировна поддержала мой интерес к чтению: во время ее классного руководства я начала писать стихи и рассказы. Пусть по-детски наивные, но первый шаг к творчеству был сделан. Я забегала вперед школьной программы – брала книги из будущих заданий и с упоением читала... 
Школьная библиотека стала не просто неотъемленой частью обучения, а окном в новые миры. И взять новую книгу можно было лишь после того, как вкратце расскажешь библиотекарю, что написано в прочитанной. Особенным наслаждением было ходить между стеллажей с приятно пахнущими книгами и журналами, трогать новые обложки, пролистывать иллюстрации. 
Большой вклад в нашу грамотность вносят именно библиотеки. Сейчас сотрудники устраивают тематические вечера, многочисленные собрания по интересам, рекомендуют книги, делают подборки хороших произведений и т. д. Чтобы донести важность грамотности, раздаются листовки, устраиваются викторины.
С появлением интернета мы не стали меньше читать. Но видим другое: это преимущественно блоги, социальные сети – ресурсы, в которых всегда много ошибок. В итоге глаз привыкает к неправильному написанию. 
Наше поколение читало книги, которые правили редакторы и корректоры. Сейчас же многие издания выпускаются, не пройдя даже корректорскую правку, и поэтому встречаются ошибки. А собственные страницы в социальных сетях? Да,  люди писали с ошибками и раньше, но эти тексты не доходили до массового читателя.
Еще один источник ошибок, которые мы видим и слышим – СМИ. Употребление грамотного русского языка перестает быть профессиональной нормой даже здесь! Издание, радиостанция или телеканал может разговаривать со своей, (особенно молодой) аудиторией на языке, который изобилует не только ошибками, но и жаргонизмами. 
Читайте книги! Ходите в библиотеку, приучите себя самообразовываться и сохранять вашу грамотность. Поверьте, гораздо интереснее сначала прочесть книгу, а потом посмотреть снятый по ее мотивам фильм. В книгах больше подробностей, и герои там совсем другие.
Всесторонне развитая личность должна быть грамотной. Этот навык обязателен для людей, которые много общаются, работают в журналистике, педагогике и  других областях. Да и просто для собственного статуса выгодно и полезно быть грамотным. Ведь в свое образование вы вкладываете не только труд, но и многолетний опыт, который передадите своим детям и внукам.
Анна Никитина

Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку