10.09.2020

Светильники земли Фировской

Тихвинский Домкинский женский скит при Нило-Столобенской пустыни, 
наряду со 125-летием построения каменной церкви обители, вспоминает сегодня памятные даты. 
Эти даты связаны со священнослужителями и прихожанами святого храма, 
убиенными и пострадавшими за веру Христову в начале XX столетия. 

Сотни тысяч людей, изгнанные из своих родных домов и селений, переселенные, лишенные имущества, гражданских прав, семей, преследуемые, умученные в лагерях и тюрьмах, безвинно пострадавшие и убиенные… Мы вспоминаем свою частичку той трагичной истории, историю своего родного храма, наших земляков и тех, кто разделил печальную судьбу здесь, на фировской земле.
В одном из своих писем священномученик Анатолий (Грисюк) писал профессору церковной истории Бриллиантову: "…мы теперь не столько изучаем древнюю церковную историю, сколько являемся жертвами трагизма новейшей русской церковной истории… Мы делаем историю, а не пишем ее… Когда утихомирится взволнованное море, когда выйдет из испытания… наша родная Церковь, - ведомо Самому Богу…". 
Мы, спокойно живущие в  XXI-м столетии христиане, исследуя и пристально вглядываясь в историю почти 100-летней давности, не можем в полноте понять, описать и определить меру подвига, страданий и испытаний, выпавших на плечи наших соотечественников в тяжелые времена лихолетья.
Десятого (23) августа Русская Православная Церковь чтит память новомучеников и исповедников Соловецких. С 23 по 28 августа на Соловках проходят Дни памяти политических репрессий, организаторами которых выступают Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 
Эти дни особые и для насельниц Тихвинского скита. Одиннадцатого августа родился протоиерей Михаил Владимирович Митроцкий, узник печально известного Соловецкого лагеря (СЛОН), нашедший в нашей глубинке, в селе Домкино, свой последний приют и духовный покров. 
Отец Михаил окончил в 1904 году Холмскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию (1908 г.) со степенью кандидата богословия. С 1908 года он священник. 
Был законоучителем Острожской гимназии, затем Киевским епархиальным миссионером. С 1912 года – приходской священник местечка Медведино Каневского уезда Киевской губернии. В том же году его пригласили стать преподавателем Киевской духовной академии, однако он отказался ввиду избрания членом IV Государственной думы.  
Активно участвовал в политической жизни страны, придерживался монархических взглядов. Считал, что "единение православного духовенства с патриотически и церковно-настроенными мирянами является не преступлением духовенства, а добросовестным исполнением им своего гражданского долга".  
В годы Первой мировой войны был священником лазарета Государственной Думы, работавшего на фронте. Вместе с ним для помощи раненым отправилась на фронт и его жена.
После Февральской революции жил в Петрограде, где с 1 января 1918 года в сане протоиерея стал служить в Крестовоздвиженской (Николо-Труниловской) церкви на Петроградской стороне, где после окончания Холмской духовной семинарии служил его брат протоиерей Александр Митроцкий. 
В начале 1920-х годов отец Михаил преподавал на Богословских курсах, являлся ассистентом кафедры сравнительного богословия, преподавателем кафедры церковного проповедничества Петроградского Богословского института, а затем и профессором. 
Впервые арестован в Петрограде в 1923 году, был освобожден. В 1927 году осужден на заключение в Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (1927-1930 гг.). В 1931 году приговорен к высшей мере наказания (расстрел). Приговор заменен на 10 лет лагерей. Находился в заключении, освобожден досрочно. 
После освобождения отец Михаил прибыл в Домкино, где к этому времени  уже служил его брат (также прошедший лагеря) протоиерей Александр Митроцкий. Отец Александр впервые был арестован в Санкт-Петербурге весной 1930 г. по "Академическому делу" с группой профессоров Петербурга. По тому же делу проходил его брат, протоиерей Михаил Митроцкий, вызванный из СЛОНА. Приговорен к 5 годам ИТЛ – в  Свирьлагерь. 
Оба брата впоследствии были повторно арестованы и расстреляны в 1937 году в Осташковской тюрьме. 
30 апреля (12 мая 2020 года по новому стилю) сестры почтили 135-летие со дня рождения убиенного протоиерея Александра Митроцкого.
Потомственный священник Домкинского храма отец Виктор Травинский, здесь родившийся и служивший, умер 85 лет назад на станции Горовастица, направляясь по повестке НКВД, (1935 год, по некоторым источникам, был также приговорен к расстрелу). Отец Виктор – сын священника, настоятеля Домкинского храма протоиерея Александра Травинского (1878 - 1904 гг.).
Псаломщик церкви Николай Константинович Григорьев, петербуржец из купеческого рода. Отец его имел некогда поместье на реке Паше Новоладожского уезда. Впервые Григорьев был арестован в Ленинграде в 1933 году по статье 58.10 УК сроком на три года. Последние годы жизни проживал в селе Домкино. Расстрелян в 1937 году за свою активную церковную позицию.
Лидеры церковной двадцатки, верные прихожане Домкинской церкви:
Обидин-Семенов Петр Семенович, 1878 года рождения, из семьи зажиточных крестьян. С 1900-1907 гг. служил в Царской армии.  Проживал  в д. Кострубле Перелесковского сельского совета Фировского района. Впервые был под следствием в 1931 году по статье 61 УК, арестован сроком на шесть лет. В 1937 году приговорен тройкой при УНКВД по Калининской обл. к 10 годам ИТЛ. 
Шишков Василий Григорьевич, 01.03.1902 года рождения, д. Кострубле  Перелесковского сельского совета Фировского района. Впервые Василий Григорьевич был под следствием в 1934 году по статье 61 УК, арестован сроком на пять лет. 2.12.1937 года приговорен тройкой при УНКВД по Калининской области к 10 годам ИТЛ.
В настоящее время ведется исследовательская работа по восстановлению исторических данных прихода Домкинской церкви, священнослужителей и прихожан. Эту тему мы будем  освящать и далее, и нижайше просим откликнуться всех, кто знал родственников батюшек и прихожан нашей церкви, их близких. Может, кто-то имел с ними общение или слышал о них. Будем признательны и благодарны всем, кто имеет фото или какие-либо данные о приходе, жителях и самом селе Домкино, имел родственников и знакомых, проживавших здесь, для обобщения и восстановления полной исторической картины нашего родного края. Помнить о подвигах и жизни наших предков, сохранять историческую преемственность и традиции – это наш долг. 
…И ныне,  взирая на восстановленный храм Параскевы Пятницы в деревне Домкино, нельзя не удивиться и не воскликнуть, что это воистину Пасха Красная! Это победа новомучеников и исповедников Церкви Русской, всех наших предков, которые отдали свои жизни ради нашей свободы и благоденствия. 
Со святыми упокой, Христе, души усопших рабов Твоих за веру Христову пострадавших: убиенных, от глада, ран и хлада в темницах и узах скончавшихся новомучеников и исповедников Российских, ихже имена Ты Сам веси, Господи, и их же святыми молитвами помилуй нас. 
Для предоставления информации и по всем вопросам обращаться по телефону: 8 962 240 13 13. 
           

Тихвинский Домкинский 
                               женский скит



Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку