17.09.2020

Образ храма. Время и судьбы

Совсем недавно  на страницах газета "Коммунар" краевед Евгений Иванов 
рассказывал, что в сентябре текущего года отметит 200-летний юбилей храм 
Рождества Пресвятой Богородицы в с. Рождество.  Сегодня мы вернемся 
к данной теме и заглянем в те далекие годы прошедших столетий. 
По материалам, собранным Евгением Александровичем, представим  
читателям исторические факты, связанные с красавицей-церковью.
В 1820 году в селе Рождество было закончено строительство каменного (кирпичного) храма Рождества Пресвятой Богородицы. Он расположился не более чем в 100 метрах западнее двух бывших деревянных церквей, на искусственной насыпи, возвышающейся над рекой Граничной в 200 метрах от ее правого берега. 
Территория храма была обнесена оградой с фундаментом из гранитных тесаных камней и деревянной решеткой. Внутри ограды стали хоронить умерших священников и знатных людей села. Сюда же вошли и прежние захоронения, располагавшиеся возле старых деревянных церквей. Хоронили в кирпичных склепах, сооружаемых под землей. На могилах устанавливали красивые памятники. Остальных умерших жителей села хоронили на кладбище, которое сейчас называют старым. Оно располагается на расстоянии около одного километра южнее церкви, справа от дороги на Скоково. Это кладбище было ограничено неглубоким земляным рвом, который заметен и сейчас. 
Главной иконой новой Рождественской церкви стала икона Рождества Пресвятой Богородицы. Она сохранилась и по сей день, находится в храме. 
Все иконы располагались на деревянном иконостасе в алтаре, венчавшимся высоким куполом, на котором снаружи был крест. Главный же крест на 30-метровой высоте был установлен на крыше колокольни. Ниже ярусом висели колокола: главный – в центре и несколько подголосков, все они были отлиты в Валдае.
Нижняя часть колокольни служила входом в храм, то есть была папертью. Между папертью и алтарем в средней части церкви было еще два иконостаса: Святых Бориса и Глеба и Рождества Христова - по имени прежних церквей.
Отопление было печное. Главные врата в храм (южные) выполнены из гранита и снабжены деревянными арками. Прихрамовая территория вымощена камнем.
К приходу Рождественской церкви в конце XIX – начале XX века относились: Рождество, Жары, Скоково, Иваньково, Ермолино, Городок, Поддубье, Черная грязь, Гадыши, Чудины, Горшково, Леткино, Заречье. По данным метрической книги этой церкви, в 1891 году родилось 198 человек – 106 мальчиков и 92 девочки, а умерло 105 человек. 
В 1896 году в Санкт-Петербурге от воспаления почек умер  настоятель Рождественской церкви протоирей Михаил Яковлевич Скородумов. 21 июня он был похоронен в селе Рождество у церкви, так значится в метрической книге. Однако в настоящее время место его захоронения точно не известно, ибо все надгробия  уничтожены.
Настоятелем Рождественской церкви после смерти М.Я. Скородумова стал Петр Суглицкий, дьяконом был Александр Бурцев, псаломщиками –Петр Добромыслов и Иван Семеновский.
В начале XX века Рождественская церковь играла большую роль в духовной жизни ее прихожан. Их число составляло более трех тысяч. 
В 1918 году священнослужители Рождественской церкви были все на своих местах и исполняли свои обязанности, как подобает. Памяти ради перечислим их имена. Священники: Александр Бурцев (1916 год), Павел Туберозов (1918), Александр Волков (1907), дьяконы Петр Суглицкий и Петр Добромыслов, псаломщики: Алексей Тугаринов (1911 год) и Алексей Уверский (1916), Михаил Серпухов (1918-й).
Не менее сильным был и состав руководителей церковного прихода, или, как говорят в народе, старост церкви. В 1916 году от паралича сердца уже в преклонных годах умер на станции Бологое Яков Петрович Кудрявцев, тогдашний староста церкви, очень много сделавший для ее благоустройства. Его сменил Яков Сергеевич Лазарев (Любомирский)  – прекрасный кузнец, он же и регент церковного хора, достойно подхвативший традицию рождественских старост – укреплять и украшать родную церковь. Но перед октябрем 1917 года произошла новая смена старост. Вместо Я. С. Лазарева на эту должность вступил энергичный, предприимчивый, музыкально одаренный Александр Петрович Попов. Он, крепкий крестьянин-хлебопашец, в собственности которого была водяная мукомольная мельница (на реке возле старого кладбища, где он и жил в своем доме), стал церковным старостой и регентом хора Рождественской церкви на рубеже старой (до 1917-го) и новой (после 1917 года) эпохи. Собственно говоря, за свое гражданское здравомысленное вольнолюбие Александр Попов и стал одной из первых жертв репрессий на территории Рождественской волости.  Гордый и независимый, привыкший кормиться своим трудом, он никак не мог найти общего языка с новыми властями, ценившими его крепкую хозяйственную хватку и приглашавших к сотрудничеству. В 1928 году был арестован и в том же году расстрелян в застенках НКВД.
Оставшийся на своем месте в Рождественской церкви священнослужитель Михаил Павлович Серпухов, несмотря на лояльность, был под постоянным прицелом у новых властей.  Не за что арестовывать? Дави его притеснениями. Семья Серпуховых постоянно испытывала большую нужду во всем. 
В 1932 году  о. Михаил был все-таки был осужден и отбывал трехлетнее тюремное заключение. За что? Формулировка тройки НКВД, вершившей правосудие в те годы, гласила: "За подрыв основ колхозного строя…". 
Музыкально одаренный,  с прекрасным голосом, широко образованный Михаил Павлович Серпухов стоял на пути культурной революции. Его, как и многих других священнослужителей, убирала с дороги новая власть. 
Однако вера рождественцев, их привязанность к своей церкви были настолько велики, что храм долго не закрывали. После того, как М.П. Серпухова в Рождестве не стало, его сменил другой священник – Иоанн Зеленицкий. Какую миссию он выполнял вместе со своей казначейшей Широковой, остается неясным, но авторитет их очень низкий, в народе за ним укрепилось прозвище "красный поп". 
Рождественские прихожане обра-
тились  к Новгородскому епископу с просьбой убрать от них этого священника.  После него служить стал вновь Михаил Серпухов, вернувшийся из тюремного заключения. Об этом свидетельствует письмо, отправленное в коллектив верующих Рождественской церкви Бологовского района: "Прибывший из мест лишения свободы дьякон Рождественской церкви Михаил Серпухов не отречен от должности и в запрещении не состоит, то Коллективу верующих разрешается допустить его к исполнению своих обязанностей при Рождественской церкви в качестве дьякона…"
Однако жить оставалось Михаилу Петровичу всего два года. Двенадцатого октября 1937 года 45-летний священник был снова арестован. Мотивы обвинения неизвестны. Имеется лишь документ, удостоверяющий, что по приговору тройки НКВД он приговорен к расстрелу, 1 ноября приговор исполнен. Это произошло в предместье Твери, у села Медное, где сложили свои головы многие и многие наши соотечественники, став жертвами репрессий 1937 года.
Убрав с пути священников, можно было закрывать и церковь.  Это было сделано в период  с 1937-го по 1939 -й годы. Ни в одном архивном отделе не обнаружено документа об этом. Но существуют устные свидетельства местных жителей, современников тех лет. По их словам, церковь действовала до тех пор, пока на ней возвышался крест и звонили колокола. Но была поставлена задача – все это прекратить. 
Крест был спилен руками местных жителей – они, взяв пилу и, взобравшись на колокольню, подпилили основание десятиметровой опоры креста из лиственницы. Склонившись, крест опустился на землю с сорокаметровой высоты.  
Когда разрушители извергли главный колокол, то ударившись о землю и углубившись в нее, он издал последний глухой звук – от него откололся большой осколок. Пустоту и глухоту душ это вызвало у наблюдавших.
  Итак, храм Рождества Пресвятой Богородицы обезглавлен, закрыт для душ верующих людей и распахнут для разграбления.
…Но возрождение местной православной культуры все-таки произошло. Это, как теперь говорят, совсем другая история.
     Подготовила Ольга ПЕТРОВА
P.S.: За помощь в подготовке материала выражаем благодарность краеведу Евгению Иванову и сотруднику мемориального комплекса "Медное" Марине Моховой.

Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку